Особенности приемных детей (для ответов будущим приемным родителям)

Позитивные, доверительные отношения между членами семьи не даются при рождении, их надо создавать кропотливым ежедневным трудом, заботой, вниманием и интересом друг к другу.

У приемного ребенка нарушено базовое доверие к миру. Поэтому гораздо сложнее идет формирование близких отношений. Отношения искаженные, не ведущие к глубокой привязанности, по типу «Ты меня любишь, если покупаешь что-то», или по принципу подчинения сильному. Этих детей часто волнует вопрос: «Кто здесь главный?». Они не знают и не понимают, что отношения - это источник эмоциональной поддержки, заботы. В их жизни отношения связаны с опасностью: физической - физические наказания, и эмоциональной - игнорирование, унижения. Их опыт подсказывает, что гораздо безопаснее держаться от людей на расстоянии, не проявлять себя, защищаться агрессией, чтобы эти опасные взрослые сами захотели быть подальше. Этот «безопасный» путь - путь к глубокому одиночеству духовному и социальному. Это путь, сопровождаемый постоянной зашкаливающей тревогой. Ведь жизнь без моральной поддержки взрослых не по силам ребенку. Ребенок не умеет взять от взрослых силы и знания, а значит, у него могут сформироваться опасные поведенческие паттерны. Например, «я все могу» - а это девиантное и экстремальное поведение, нереальное восприятие себя, переоценивание своих возможностей, завышенный страх перед жизнью, желание спрятаться от нее, что может выражаться внешне как социальная пассивность, отсутствие желаний, примитивность.

Поведение детей в реальной семейной жизни часто кажется неадекватным, но оно продиктовано историей ребенка Так большинство детей имеют психотравматический опыт, который влияет на поведение ребенка У приемных детей накопленная невыраженная и вытесненная агрессия:

- выплескивается в ситуациях, напоминающих для них травматическую;

- направляется на «слабого» члена семьи;

- контенируется, что дает вспышку психосоматических заболеваний;

- выражается неадекватно ситуации.

Приемных детей всегда сопровождают страх и тревога, что их оставят, отвергнут, от них откажутся. Эти страхи могут смягчиться при определенной работе, но бесследно этот опыт, полученный в раннем возрасте, не проходит.

Отличает таких детей и повышенная тревожность, чувство вины и сниженная самооценка (я хуже других, иначе от меня не отказались бы).

Все предыдущие пункты приводят к тому, что у приемных детей снижена энергетика, слабый иммунитет (чаще болеют, раньше устают), ослаблена мотивация на учебу, нарушены другие социальные действия.

Часто приёмные дети были предоставлены сами себе, поэтому они требуют больше свободы, чем дети, выросшие в семье. Отсюда возникают проблемы с режимом, послушанием.

Преодолеть все эти проявления, вынесенные ребенком из его прошлой жизни - большая ответственность и ежедневная работа приемных родителей. Только научив детей доверять реальному миру, видеть и понимать его, защищать себя социально приемлемыми способами, родители могут помочь приемному ребенку выйти из того замкнутого круга, в который он попал, изменить его жизнь, дать ему радость и успех, любовь и покой, в которых он так нуждается

Это интереснейшая творческая задача, которая ставит перед нами нескончаемые вопросы с неизвестными ответами. Это работа, для успешного выполнения которой необходимы не только знания, умения и опыт, но и способность постигать новое вместе с ребенком, учиться жить. Именно этот совместный путь под вашей защитой поможет уменьшить страх перед жизнью и дать ребенку силы изменить то, что было предопределено прошлым.

Педагог-психолог М.М.Кантова.

Elastislide - A Responsive Image Carousel